Бачок расширительный радиатора начали применять сразу после того, как отказались от водного охлаждения двигателя и стали повсеместно использовать различные смеси, такие, как тосол и иные жидкостные антифризы. В состав этих специальных охлаждающих средств входят различные вещества, 93% которых, составляет двухатомный спирт этилен- или пропиленгликоль. Нагреваясь, антифризовый спиртовой раствор имеет свойство очень сильно расширяться. И это естественно сопровождалось выдавливанием клапанов радиаторной крышки. Охлаждаясь, объём антифриза уменьшался. И нагрев, и охлаждение в итоге приводили к перегреву движка. Автомобильные разработчики, выяснив причину, нашли очень простое и экономически выгодное решение проблемы. Они предложили конструкцию в виде небольшой канистры, которая сообщается с радиатором автомобиля через шланг. Это даёт возможность вывести воздух, открыв свободное движение для антифриза. Таким образом, в автомобилях появился бачок охлаждающей жидкости. Он расположен так, что его середина находится на одном уровне с верхней радиаторной частью. Это даёт возможность расширяющемуся антифризу подниматься вверх радиатора и по шлангу попадать в бачок антифриза, используя принцип сообщающихся сосудов. Его заполняют охлаждающими смесями примерно на 93%.
Если зимой, вдруг ни с того, ни с сего, в вашем автомобиле исчезло отопление, движок перегрелся, и манометр призывно встал на «красную» отметку, то виновен в этом, как принято считать, совсем не радиатор или термостат. Вся ответственность за эти далеко нелицеприятные последствия, ложится на небольшую и мало популярную запчасть, под названием, расширительный бачок системы охлаждения.